К основному контенту

Хордэ Авеста

Хордэ Авеста - Малая Авеста - так называют собрания текстов для разных ритуалов, которые проводят не только мобеды, но и каждый последователь Заратхуштры. По крайней мере пять раз в день зороастрийцы проводят Гахи - ритуал почитания стражей частей суток...
* * * * * * *
 Подобно загадке его слава, благородство его – её разгадка Ибо совершенство это – словно Авеста, а его характер Зенд.
Рудаки
Малая Авеста (перс. «Хорде Авеста», от среднеперс. Хвартак Апастак), «Младшая» или «Сокращённая» Авеста., т.е. это фактически избранное из Авесты. Однако не следует думать, что Хорде Авеста включает в себя только отрывки из остальных частей. Именно в Малой Авесте содержатся Гахи, Ньяиши (молитвы), Сирозах (тридцатидневник) и некоторые другие тексты, которые не встречаются больше нигде. Более того, «Хорде Авеста» - это самая чтимая книга зороастрийцев, она есть в каждой зороастрийской семье, потому что она содержит весь ежедневный зороастрийский ритуал, и изучать зороастризм, игнорируя «Хорде Авесту», безусловно, ошибочно. Полный текст «Малой Авесты», так называемая «Тамам Хорде Авеста», включает в себя целиком книгу «Яшт» («почитание») и книгу «Афринаган» («благословение»), но такой вариант оказался бы слишком большим фолиантом и, кроме того, не все яшты используются сейчас в повседневной службе. Малая Авеста – единственная книга Авесты с нефиксированным содержанием. Все её издания включают в себя тот набор текстов, который необходим, по мнению издателей, хотя основная её часть остаётся неизменной. В расширенный вариант входят даже Гатхи Заратуштры, если издатель Хорде Авесты считает, что это необходимо для верующих. По преданию идея создания Малой Авесты принадлежала знаменитому первосвященнику Адурбаду Мараспенду (IV в.н.э.), который и свёл воедино необходимые для верующих молитвы. Он был последним из великих посвящённых, кому разрешалось вносить изменения в ритуал и молитву. Таким образом, «Хорде Авеста» - это ежедневные молитвы, собранные из других, главных авестийских книг, таких как «Ясна», «Висперед», «Видевдат» и «Яшт». Например, Аташ Ньяиш (Молитва Огню) взят из 62-ой главы Ясны, «Дин-но-Кальмо» (Преданность зороастрийской вере, зороастрийское кредо) - из 12-ой главы Ясны, «Ардвисур Бано Ньяиш» (Молитва водам Ардвисуры) – из 65-ой главы Ясны и т.д. При этом всё «унифицировано», приведено в надлежащий богослужебный вид, для каждой молитвы добавлены вводная и заключительная части, которые отсутствуют в изначальных текстах. Малая Авеста – это молитвенник, настольная книга любого зороастрийца с утра и до ночи, с рождения до смерти, в любых жизненных обстоятельствах. Кроме того, существуют авестийские фрагменты в форме небольших сборников («Эхритастан» - жреческий кодекс и «Нирангистан» - ритуальный кодекс), собрание цитат в среднеперсидском трактате «Афрени дахмон», называемом иначе по первому встречающемуся авестийскому слову «Аогемадаеча», а также – разрозненные цитаты в пехлевийской литературе. Эти фрагменты интересны для изучения языка Авесты и зороастризма.
И.В.Рак, Авеста, Минск, 1997 В.М.Чистяков, Авеста, СПб, 2005

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк