Историчность личности Заратуштры иногда подвергается сомнению, которое возникает не столько из исследования конкретного исторического материала, сколько из априорной
тенденции к гиперкритике. Мифический образ Заратуштры – результат работы воображения последующих поколений эпохи расцвета зороастрийской церкви, в основе же его лежит реальная личность. Так в Гатах – проповеди Заратуштры ясно чувствуется реальность проповедника. Само имя Заратуштра представляет обычное иранское имя, вторая часть которого – уштра – означает «верблюд» (такж. «шутур), относительно же первой существуют различные мнения («жёлтый», «старый», «погоняющий»). Следовательно Заратуштра примерно означает «обладающий старым верблюдом», т.е. простое крестьянское имя, которое вряд ли дали бы мифической обожествляемой личности.
Как отмечает И.М. Стеблин-Каменский, «это, на первый взгляд немного странное, значение приобретает особый смысл, если вспомнить ещё несколько древнеиранских имён, в том числе и упоминаемых в Авесте, имеющих явно уничижительный оттенок: «Не-быстро-верблюдый», «Тоще-лошадный», «Тоще-быкий»… Подобные имена относятся к так называемым «именам-оберегам», защитным, охранительным именам, непривлекательность которых рассчитана на то, чтобы отвлечь от ребёнка враждебные силы. Такие имена до сих пор встречаются у иранских народов и других народов Средней Азии» (Авеста: Избранные гимны,М., 1993).
Зороастрийская традиция определяет время жизни Заратуштры цифрой «258 лет до Александра». Это можно понимать по-разному, так как под «годом Заратуштры» можно подразумевать год его рождения или смерти, или же какого-либо выдающегося события в его деятельности; под «годом Александра» можно понимать начало селевкидской эры (тогда «год Зороастра» будет 570-560 гг до н.э.) или год завоевания Александром Ирана, т.е. год смерти Дария III (тогда «год Зороастра» - 588 г до н.э.).По другим расчётам, Заратуштра жил с 660 по 583 до н.э. (77 лет по традиции). В любом случае традиция относит время жизни Заратуштры к концу VII - началу VI в. до н.э.
Греческие авторы называли явно фантастическую дату – 6 тыс. лет до смерти Платона, что, вероятно, является недоразумением, основанным на зороастрийской космической хронологии.
Некоторые европейские учёные отодвигают традиционную дату назад, до 1000 лет до н.э., другие, наоборот, приближают, желая отождествить покровителя Заратуштры - Виштаспу – с отцом Дария. Однако традиционная хронология даёт вполне удовлетворительную дату – где-то перед возникновением Ахеменидской империи, и эту приблизительную дату принимает сейчас ряд исследователей.
Позднейшая традиция украсила биографию Заратуштры «чудесами», находящими себе параллели в сказаниях и мифах других народов. Если отбросить эти «чудеса», то основные моменты жизни Заратуштры представляются следующим образом: Заратуштра, небогатый и невлиятельный человек, проповедовал свои идеи сначала безуспешно, затем приобрёл немногочисленных последователей, и, наконец, ему посчастливилось получить покровительство Виштаспы, принявшего его учение и способствовавшего его распространению. Погиб Заратуштра в почтенном возрасте во время войны с турами, т.е. саками.
тенденции к гиперкритике. Мифический образ Заратуштры – результат работы воображения последующих поколений эпохи расцвета зороастрийской церкви, в основе же его лежит реальная личность. Так в Гатах – проповеди Заратуштры ясно чувствуется реальность проповедника. Само имя Заратуштра представляет обычное иранское имя, вторая часть которого – уштра – означает «верблюд» (такж. «шутур), относительно же первой существуют различные мнения («жёлтый», «старый», «погоняющий»). Следовательно Заратуштра примерно означает «обладающий старым верблюдом», т.е. простое крестьянское имя, которое вряд ли дали бы мифической обожествляемой личности.
Как отмечает И.М. Стеблин-Каменский, «это, на первый взгляд немного странное, значение приобретает особый смысл, если вспомнить ещё несколько древнеиранских имён, в том числе и упоминаемых в Авесте, имеющих явно уничижительный оттенок: «Не-быстро-верблюдый», «Тоще-лошадный», «Тоще-быкий»… Подобные имена относятся к так называемым «именам-оберегам», защитным, охранительным именам, непривлекательность которых рассчитана на то, чтобы отвлечь от ребёнка враждебные силы. Такие имена до сих пор встречаются у иранских народов и других народов Средней Азии» (Авеста: Избранные гимны,М., 1993).
Зороастрийская традиция определяет время жизни Заратуштры цифрой «258 лет до Александра». Это можно понимать по-разному, так как под «годом Заратуштры» можно подразумевать год его рождения или смерти, или же какого-либо выдающегося события в его деятельности; под «годом Александра» можно понимать начало селевкидской эры (тогда «год Зороастра» будет 570-560 гг до н.э.) или год завоевания Александром Ирана, т.е. год смерти Дария III (тогда «год Зороастра» - 588 г до н.э.).По другим расчётам, Заратуштра жил с 660 по 583 до н.э. (77 лет по традиции). В любом случае традиция относит время жизни Заратуштры к концу VII - началу VI в. до н.э.
Греческие авторы называли явно фантастическую дату – 6 тыс. лет до смерти Платона, что, вероятно, является недоразумением, основанным на зороастрийской космической хронологии.
Некоторые европейские учёные отодвигают традиционную дату назад, до 1000 лет до н.э., другие, наоборот, приближают, желая отождествить покровителя Заратуштры - Виштаспу – с отцом Дария. Однако традиционная хронология даёт вполне удовлетворительную дату – где-то перед возникновением Ахеменидской империи, и эту приблизительную дату принимает сейчас ряд исследователей.
Позднейшая традиция украсила биографию Заратуштры «чудесами», находящими себе параллели в сказаниях и мифах других народов. Если отбросить эти «чудеса», то основные моменты жизни Заратуштры представляются следующим образом: Заратуштра, небогатый и невлиятельный человек, проповедовал свои идеи сначала безуспешно, затем приобрёл немногочисленных последователей, и, наконец, ему посчастливилось получить покровительство Виштаспы, принявшего его учение и способствовавшего его распространению. Погиб Заратуштра в почтенном возрасте во время войны с турами, т.е. саками.
И.В.Рак, Авеста в русских переводах, СПб, 1997
Комментарии
Отправить комментарий