К основному контенту

Новский: Можно ли считать зороастрийцев огнепоклонниками?






В литературе и сети Интернет довольно часто можно встретить именование зороастрийцев ‘’огнепоклонниками’’, произошедшее из Византии. Но правдиво ли оно на самом деле, будет ли правильным применять этот термин для беспристрастного, да и вообще описания верующих маздаяснийцев?
Не ходя вокруг да около – нет. Прежде всего, не приходится говорить об именно ‘’поклонении’’ огню. Огонь почитается, именно в его направлении произносятся молитвы, и, в целом, направлена зороастрийская литургия – точно так же, как и в традиционном христианстве с иконами, и, более конкретно, с алтарём. Подобная традиция, однако же, вполне справедливо именуется не ‘’иконнопоклонничеством’’, но ‘’иконопочитанием’’, и точно так же, только с огнём, дело обстоит и в зороастризме.
Огонь почитается в зороастризме за то, что он является источником света, через который верующий зороастриец обращается к Богу. Это особенно важно в контексте противостояния злу, которое идентифицируется со тьмой, а Добро – со Светом. Огонь почитается – но ему не поклоняются.
Интересно, что и само слово ‘’маджус’’ (مجوس), которое вообще переводится как ‘’зороастриец’’ (но довольно часто в русскоязычном пространстве именно как ‘’огнепоклонник’’), вовсе не имеет такого лексического значения, и является сходным с греческим словом ‘’маг’’, обозначавшим зороастрийского священника-мобеда, и произошедшим от слова ‘’мог’’, одного из вариантов этого термина. ‘’Огнепоклонник’’ же по-арабски, вообще-то, будет ‘’абид ан-нар’’ (عابد النار ), что, как можно заметить, довольно сильно контрастирует что по звучанию, что по написанию с традиционным внешним именованием зороастрийцев на преимущественно мусульманском Востоке.
Не всегда эти понятия отождествляли и сами мусульмане. Так, в рассказе о диспуте шиитского имама Садыка с мутазалитами, говорится следующее:
«Имам спросил: „Если это будут зороастрийцы и люди Писания?“. Они ответили: „Да, если это будут зороастрийцы и люди Писания“. Имам спросил: „А если это будут идолопоклонники или люди, поклоняющиеся огню и скоту?“. Они сказали: „Всё равно“.»
Таким образом нужно отметить, что называние зороастрийцев ‘’огнепоклонниками’’ не имеет под собой абсолютно никаких разумных оснований, и поэтому должно быть отвергнуто. Зороастрийцы почитают огонь, но не поклоняются ему. Точно также, как и большинство христиан по отношению к иконам.




Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк