К основному контенту

Женщины-мобеды

Часто приходится отвечать на вопрос "Как Авеста относится к женщине? Не ущемлены ли в зороастризме права женщины?" Вот и вчера я получил по электронной почте письмо с таким вопросом... Отвечаю: не только не ущемлены, но и изначально имели прав гораздо больше, чем в любой из мировых религий! И в этом году на празднике Спэнта Армаити это получило еще одно ярчайшее подтверждение!
Может ли женщина быть мобедом - священнослужителем в Храме Огня? Подавляюще большинство западных исследователей Зороастризма ответит отрицательно. Обычно приводится множество более или менее нелепых аргументов. И только один из них имеет под собой реальную основу: в дни месячных женщина не может входить в Аташгах и вообще приближаться к Священному Огню, значит и принимать участия в ритуалах не может. Но ведь это общее правило, относящееся не к женщинам, а к открытой крови! От порезов, травм или, скажем, носовых кровотечений не застрахован ни один мобед-мужчина. И ничуть это не мешает храмовому служению, когда кровотечение прекратится!
Несколько лет назад, в Тегеране я задавал это вопрос старейшему и, наверное, самому уважаемому иранскому мобедан мобеду Мехрабану Фирузгари. Он ответил: да, в старину женщины служили в Храмах Огня, выполняли жреческие обязанности, и сейчас никаких запретов не существует! Во время нашего посещения Ирана несколько женщин проходили обучение и готовились к экзаменам на звание мобеда. Правда экзамены очень строгие и далеко не все (в том числе и мужчины) выдерживают их... И вот, в этом году, в день, посвященный Спэнта Армаити месяца Спента Армаити, в Тегеране, на праздновании джашн-е Эсфандган, первое в своей жизни богослужение провели сразу восемь женщин-мобедъяров!
Отчёт об этом событии опубликован на сайте Тегеранского Андждомана Мобедов на персидском и на английском языках. Привожу содержание этой статьи...
Будущие мобеды сдают несколько экзаменов. Претенденты должны доказать строгой комиссии совершенное понимание Гат, умение проводить ритуалы и знать наизусть текст Авесты. Всего экзамен держали пятнадцать женщин, но выдержали его в этот раз только восемь...
Вот они, новые мобедъяры:
Митра Марадпур (میترا مرادپور), Мехрзад Кавиани (مهرزاد کاویانی), Фариба Мали (فریبا مالی), Парва Намираниан (پروا نمیرانیان), Сарвар Тарапурвала (سرور تاراپور والا), Рашин Джехангири (راشین جهانگیری), Париа Маванди (پریا ماوندی), Бехназ Наимабади (بهناز نعیم آبادی). При этом, г-жа Мованди и г-жа Наимабади еще не замужем, так что не только пол, но и семейное положение не является препятствием для храмового служения. Равно как и служение не мешает созданию семьи! Напомню, что Зороастризм не одобряет ухода от мира, монастырей в зороастризме не существует. И ни мобеды, ни хирбоды не получают денег за свое служение. Поэтому, все зороастрийские священнослужители имеют светские профессии, зарабатывают деньги, обеспечивая свои семьи и своих детей. На праздновании, мобед Пердам Сорушпур, напомнил, что Праведный Заратуштра назвал свою дочь ПаоруЧиста - "наделенная многими знаниями", в знак своей веры и желания, чтобы женщины стремились к знаниям, особенно религиозным.
Исследователь Зороастризма профессор Катаюн Маздапур в своем выступлении подчеркнула усилия Заратуштры в восстановлении равенства мужчины и женщины. Его культурное наследие лежит в основе современных положений о правах человека. Затем г-жа Маздапур привела выдержки из книги Хирбадестан (начало Ахеменидского периода), которые свидетельствуют, что женщины получали и передавали религиозные знания, так же как и мужчины, и допускались к проведению обрядов, в том числе и связанных с Благодатным Огнем. Представитель зороастрийской общины в иранском парламенте Эсфандиар Эхтиари назвал это день великим и благословенным. Сегодня, спустя тысячи лет, мы снова научились применять учение Великого Пророка. Мы только теперь приходим к заратуштновскому принципу равенства людей, независимо от пола, расы и материального достатка.
Поэтесса Туран Бахрами прочитала стихотворение, посвященное женщинам-мобеъярам.

Председатель Совета Мобедов д-р Ардешир Хоршидиан, начал свое выступление с высокой оценки уровня образования зороастрийцев - и мужчин, и женщин - Индии, Иране и Швеции (в этих странах самые большие и активные зороастрийские общины). Затем он зачитал будущим мобеъярам правила и предписания для их служения.

Затем, женщинам были вручены сертификаты мобедъяров.

Во второй части праздника, был проведен ритуал Джашн. Авесту читали восемь новых женщин-мобедъяров, а Заотаром был мобедан мобед Мехрабан Фирузгари...



перевод, комментарии и размышления Вл.ПогудинЪ
29 августа 2011 года

Комментарии

Популярные сообщения из этого блога

Совершенная Истина — МаздаЯсна

К сожалению, сейчас для подавляющего большинства людей ложь далеко не самое позорное дело… А в некоторых случаях ловкая ложь считается проявлением ума… Люди придумали множество ложных принципов типа «сладкая ложь милее горькой правды», «не соврёшь — не проживёшь», «не любо — не слушай, а врать не мешай», «слово изречённое есть ложь» и самый страшный — «иная ложь во спасение»! Не бывает лжи во спасение! Всякая ложь ведёт к погибели, даже самая мелкая — мелкая просто действует медленнее. Любая ложь — зло, потому что ложь, по-авестийски «друдж» — имя беса. А бес никого ни от чего не спасает, его цель губить, а не спасать… читать полностью на сайте МаздаЯсна

Зороастрийские места поклонения

Эпоха без храмов Ранние зороастрийцы не имели ни храмов, ни каких либо других культовых сооружений. Служение происходило под открытым небом, в горах. Геродот рассказывает, что «ставить кумиры, сооружать храмы и алтари [богам] у них [персов] не дозволяется... у них в обычае приносить жертвы на высочайших горах Зевсу [Зевс отождествляется Геродотом с Ахура Маздой], причем Зевсом они называют весь небесный свод”. Далее Геродот обращает внимание на то, что, принося жертвоприношения, персы  “не воздвигают алтарей и не возжигают огня... ”. Греческий историк Страбон (I век до н.э.), подтверждает сведения Геродота о том, что «персы не строят статуи или алтари, но поклоняются на высоком месте» и что церемонию богослужения проводили маги, легендарные зороастрийские жрецы. Позже традиционно, согласно зороастрийским источникам, поклонения проходили индивидуально дома или на открытом воздухе, обратившись к источнику света. Когда собиралось несколько человек, ритуал проходил на открытых площадк